Разделы бизнес плана

Основные разделы бизнес плана делятся на главы резюме, общее описания предприятия, описания товара или услуги, маркетинговый план, производственный план, организационный план управления, обоснование организации компании и в каком правовом поле, финансовый план, оценка рисков, выводы и приложения с таблицами и графиками. По сути бизнес план это комплексный документ из данных разделов, раскрывающий суть продукта или услуги, которая будет выходить на рынок. В бизнес плане будет дана оценка продукту с учетом всех видов риска и рекомендации по оптимальному его выводу на рынок. С учетом этого будет оценена рентабельность продукта и дальнейшая его судьба. Вы спросите, какой раздел бизнес плана самый важный? Отвечу все, и давайте рассмотрим кратко каждый раздел бизнес плана. Ниже структура разделов бизнес плана.

Первый раздел бизнес плана – это резюме. В резюме пишется краткая характеристика проекта, особенности продукта или услуги, какие преимущества получает потребитель, покупая данный продукт или услугу, какие проблемы решает продукт, в отличие от конкурентов. В резюме вы описывает прогнозы, как вы реализуете ваш продукт или услугу, и сколько и за сколько. Все эти краткие данные пригодятся для раскрытия других разделов.

Второй раздел бизнес плана – это общее описание предприятия. Если бизнес план пишется для существующего предприятия, то данный раздел описывает существующее предприятие с пояснением, как будет вписываться в него новый продукт или услуга. Если это предприятие запускается с нуля, так называемый start-up, то расписывается идеальная структура предприятия на основании выделенных ресурсов, которые вы получаете от инвестора или инициатора проекта. В данном разделе вы можете описать четкие цели которых вы хотите добиться  и расписать как вы их добьетесь.

Третий раздел бизнес плана – это описание товара или услуги.  Что бы четко понимать что вы будете продавать, надо описать продукт или услугу со всех сторон. Указать ее плюсы, указать ее минусы. Расписать преимущества, и почему они выгодны потребителю. Понять самому, насколько будет востребована продукт или услуга.

Четвертый раздел бизнес плана – это маркетинговый план. Обычно в России маркетолог занимается печатанием визиток для всех сотрудников компании и раздачей бутылок шампанского клиентам на новый год. На самом деле макретинговый план это структурированный по полочкам раздел об оптимальном продвижении продукта или услуги с минимальными издержками и максимальным эффектом. Это достаточно сложная задача, если продукт слишком инновационный или достаточно конкурентный.

Пятый раздел бизнес плана – это производственный план. Достаточно понятный и одновременно сложный раздел, так как здесь скрыта себестоимость продукции или услуги и здесь ошибаются консалтинговые компании. Если кратко, в маркетинговой плане должна быть представлена программа продвижения продукта на рынок, с учетом всех расходов и потенциала отдачи. Это может быть реклама в интернете, это может быть реклама в сетевых магазинах с раздачей образцов на пробу, это может быть продвижение через специальную телевизионную программу. Маркетолог должен оценить все направления продвижения и выбрать самое эффективное, обосновав его.

Шестой раздел бизнес плана включает в себя организационный план управления, где расписаны инфраструктурные службы как отдел кадров, отдел охраны труда и безопасности, откуда будет понятна политика предприятия по отношению к новым сотрудникам предприятия и дана правовая оценка.

Седьмой раздел  бизнес плана -это обоснование организации компании и в каком правовом поле. Надо понимать, что стоить ли организовать отдельно ООО, действовать и в рамках существующего юридического лица или что то иное. Надо понимать, как себя обезопасить в будущем со стороны рейдерских захватов.

Восьмой раздел бизнес плана – это финансовый план, который дает оценку доходов и расходов предприятия от реализации продукта или услуги. Это если кратко. Если более подробно, то финансовый план дает полное и объемное описание финансовой деятельности предприятия и характеризует его экономическое состояние.

Девятый раздел бизнес плана оценивает риски предприятия от запуска нового продукта или услуги. Риски показывают слабые места и идет оценка их минимизации.

Десятый раздел бизнес плана – выводы. В выодах  уже пишется актуальность проекта или услуги на основании полученных данных и накладывается резолюции запускать проект или нет.

В одиннадцатом разделе бизнес плана обычно выложены графики и таблицы по изучения продукта или услуги, анализ рынка, производства, конкурентных преимуществ и так далее. Все то, на что ссылают остальные разделы бизнес плана.

Вот так вкратце я вам описал разделы бизнес плана. Если будут вопросы – пишите!